велосипед

Японский боевой танк-велосипед

Самым необычным танком Второй Мировой Войны был, вне всяких сомнений, японский танк с грозно звучащим названием «Хана» (с японского это переводится как «цветок»). Удивительная особенность этой странной машины заключалась в том, что в движение она приводилась при помощи педалей! История создания этих велотанков ещё более удивительна. В 1937 году, когда японские войска вторглись в Китай, танковая промышленность Японии находилась в ужасном упадке – командование все средства и силы вкладывало во флот и авиацию. Но практика показала, что даже на немногочисленных и устаревших танках воевать в китайских деревнях очень эффективно: вражеская пехота нередко разбегалась от одного только вида дула и гусениц. Поэтому возникла потребность в новом танке-пугале: предельно дешёвой гусеничной машине, издалека похожей на танк, а также оснащённой самым-самым минимумом брони плюс мощными стрелковыми пулемётами.

Решение предложил талантливый японский инженер Масамунэ Анно. Он создал чертёж большого четырёхколёсного велосипеда, на который сверху надет фанерный короб с вращающейся фанерной башней, оснащённой пулемётом «тип 92» калибра 7.7 мм. Броня на фанерном корпусе стояла по танковым меркам смешная – сталь толщиной всего 4 мм, но по расчётам от осколков должна была защищать неплохо. Экипаж велотанка состоял из водителя, крутящего педали, командира-пулемётчика в башне и помощника командира, так же крутящего свою пару педалей. Гусеницы имитировала надетая на колёса толстая резиновая (либо брезентовая) лента.

В 1939-м году новинке предстояло показать себя в бою. Разумеется, машина получилась ужасно медленной и крайне низкопроходимой – японским бойцам всё время приходилось вылезать и подталкивать свои горе-танки на подъёмах. На бездорожье с буераками от танков «Хана» не было решительно никакой пользы. Гусеничные ленты замедляли движение колёс и их нередко просто снимали и выбрасывали, чтобы не мешали. Подкачала и броня, которую вражеские пули легко прошивали, убивая и калеча личный состав. Но не было худа без добра. Велотанкисты, в отличие от обычных танкистов, не нуждались в обучении и практике. Ремонт любой сложности занимал от силы час. Уничтоженных в бою фанерных страшилищ ввиду копеечной стоимости было совершенно не жалко. Ну а в городах с ровными дорогами, да при поддержке пехоты, велотанки и вовсе проявили себя отлично – с пулемётом всё-таки шутки плохи.

Последнее крупное сражение, в котором участвовали машины «Хана» – это бой с советскими войсками под Муданьцзяном в августе 45-го. Итог оказался для японцев плачевен. Фанерные танки-велосипеды, наводившие ужас на китайских крестьян, были бессильны перед мощью артиллерийского огня. Советским войскам хватило нескольких минут и пяти фугасных снарядов, чтобы превратить пять последних велотанков японской армии в груды фанерно-жестяного дымящегося хлама. Так и закончилась история этой удивительной боевой машины на педальном ходу.

Источник ВелоСтрана @ 24.10.2013

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий