велосипед

Как изменился горный велосипед за последние 20 лет

Кажется, что горный велосипед всегда был примерно таким, как сейчас. Но за последние 20 лет в индустрии появилось много новых изобретений и стандартов. В этой статье мы рассмотрим наиболее важные из них.

Размеры колёс

20 лет назад на всех горных велосипедах были колеса размером в 26 дюймов. Пока в 2002 компания Gary Fisher не выпустила модель Caliber с 29” колесами. Этот стандарт прижился не сразу, потому что первое время они уступали 26” в прочности и казались неповоротливыми и тяжелыми. Но сегодня колеса 29” получили большое распространение. На них сложнее разогнаться на старте, но зато легче поддерживать скорость благодаря накату. За счет большого диаметра они лучше отрабатывают неровности дороги.

А в 2013 году появились колеса 27,5”, как золотая середина между 26” и 29”. Постепенно стандарт 27,5” вытеснил маленькие 26” колеса, и в 2022 году их можно встретить только в бюджетном сегменте и на подростковых моделях.

Бескамерные покрышки

безкамерные покрышки

Первой бескамерной системой стала UST, разработанная компанией Maviс, совместно с Michelin и Hutchinson в 1999 году. Но тогда покупку и обслуживание таких шин могли себе позволить только профессиональные спортсмены.

Затем появились бескамерные покрышки стандарта Tubeless Ready. В них специальный герметик, помимо герметизации покрышки, установленной на обод, еще и заполняет небольшие проколы, неизбежно возникающие при езде по настоящему бездорожью. Использование таких покрышек избавляет от необходимости возить с собой запасные камеры, насос и ремкомплект, что существенно упрощает жизнь велосипедиста.

Популярность «бескамерок» постоянно растет и, возможно, скоро в МТБ привычные колеса с камерами уйдут в прошлое. 

Дисковые тормоза

дисковый тормоз

В начале нулевых дисковые тормоза в велоиндустрии были чем-то новым, тяжелым и не очень эффективным. Но ближе к 2010-м инженеры накопили достаточно опыта, чтобы сделать их достойными конкурентами V-brakе.

На сегодняшний день V-brakе можно встретить на детских или прогулочных велосипедах, а в сегменте МТБ лучшими считаются дисковые гидравлические тормоза. Они гарантируют быстрое и комфортное торможение, даже в мокрую и грязную погоду.

Дропперы 

велосипедный дроппер

Дроппер или телескопический подседельный штырь, стал одним из важнейших изобретений для тех, чье катание связано со скоростными спусками и прыжками. Устройство позволяет одним нажатием кнопки на руле поднять седло, чтобы эффективно педалировать в гору и так же быстро опустить его, для удобства при спуске.

Трансмиссии с 1 ведущей звездой

звезда Narrow Wide

В начале двухтысячных были распространены трансмиссии с тремя ведущими звездами. С появлением кассет на 10 передач количество ведущих звёзд сократилось до двух, стали появляться первые заводские решения с одной ведущей звездой.

Но при катании по сложному рельефу обычная звезда не могла обеспечить плотного прилегания цепи. Из-за тряски цепь часто спадала. Те, кто катал даунхил, для решения этой проблемы ставили довольно тяжелые успокоители цепи.

Ситуация изменилась в 2013 году, когда компания Sram начала выпускать звезды стандарта Narrow Wide. Благодаря разным по ширине зубьям они крепче держат цепь. 

Появление кассет на 11 и 12 передач с большими звездами вплоть до 52 зубьев привело к практически полному доминированию трансмиссий с 1 ведущей звездой.

Электрификация

20 лет назад сложно было представить, что в МТБ появятся электронные системы переключения передач, такие как Shimano Di2. Что на велосипедах не будет тросов, а нажатием кнопки на руле можно будет перебрасывать сразу несколько передач. Сегодня это, хоть и очень дорогая, но реальность. Топовые групсеты от Sram и Shimano имеют электронное переключение.

 


Современный облик горных велосипедов — результат долгих разработок. Каждый год инженеры и дизайнеры разрабатывают какие-то изменения, а райдеры обкатывают их. Появляется всё больше специализированных велосипедов для отдельных дисциплин.

Как изменились велосипеды Мерида с 2000 года

О том, как изменилась байки в целом можно судить по фото выше. Здесь топовый хардтейл начала нулевых Merida Matts Magnesium (справа), с ободными тормозами и тремя звездами, и трейловый Merida BIG.TRAIL (слева), как пример воплощения современной геометрии.

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий