велосипед

Как ухаживать за велосипедом? Обслуживание велосипедных втулок

Мы продолжаем цикл статей об уходе за велосипедом и переходим к более углубленному рассмотрению каждого узла. И сегодня расскажем про обслуживание велосипедных втулок.

Переборка втулок — одна из самых популярных работ в наших мастерских. Часто встречаются дефекты конусов, коррозия чашек и шариков, люфты и заклинивания. Из этой статьи вы узнаете, как спасти свой велосипед от таких проблем и продлить срок службы втулок.

Как часто нужно обслуживать втулки колес?

Смазка во втулках отрабатывает свой ресурс и впитывает влагу, поэтому её нужно менять не реже чем раз в 1-2 года, но частота обслуживания зависит от того, как много и в каких условиях вы катаетесь.

Никакие пыльники не обеспечивают полную герметичность втулкам, поэтому в них попадает пыль и влага — это ведет к истиранию внутренних деталей: подшипников, чашек и конусов. Степень их износа невозможно оценить без переборки.

Заниматься обслуживанием втулок лучше в конце сезона, чтобы влага не оставалась внутри узла на всю зиму. Это снизит шанс развития коррозии. Ну и, конечно, не стоит тянуть с переборкой, если уже наблюдаются какие-то проблемы: люфт, заедания, скрежет при вращении.

Какими могут быть велосипедные втулки

Большинство самых популярных типов велосипедов: горных, городских, складных, шоссейных и даже детских объединяет наличие переключателей передач. На задние втулки таких велосипедов установлен блок звёзд, кассета или трещотка.

В этой статье мы рассмотрим обслуживание именно таких втулок. Но те же принципы подходят и для велосипедов с одной скоростью (синглспид). На них вместо блока звёзд может устанавливаться фиксированная звезда (для fixed-байков) или трещотка с одной звездой — фривил. Переборка таких втулок даже проще, ввиду меньшего количества деталей. Подробнее про стандарты втулок в этом видео.

Велосипедные втулки

На городских или детских велосипедах встречаются втулки со встроенным ножным тормозом. Особняком  стоят планетарные втулки, внутрь которых встроена система переключения передач. Такие типы втулок имеют свои особенности, которые мы не будем рассматривать в этой статье.

Передние велосипедные втулки устроены проще: из необычных вариантов встречаются втулки со встроенной динамо-машиной, от которой питаются фонари, или с барабанным тормозом. Но такие экзотические варианты мы в этой статье затрагивать не будем.

Устройство втулки велосипеда
Знакомьтесь с нашими сегодняшними героями (слева направо): зажим оси, ось, дропаут вилки, контргайка, конус, пыльник, корпус втулки.

Втулки велосипедов могут отличаться по материалам, типам креплений и типам подшипников. Они могут быть изготовлены из алюминия или стали, закреплены на гайках, эксцентриках или сквозных осях.

QR (Quick Release) – быстросъемная ось, в народе - «эксцентрик».

Подшипники внутри втулок бывают:

  • открытые или насыпные подшипники. Например, Shimano до 2021 года использовали в своих втулках только такие;

  • закрытые или шариковые радиальные подшипники (промподшипники).

В первой части этой статьи мы рассмотрим переборку втулок на насыпных подшипниках, а во второй — на «промподшипниках».

Необходимые инструменты:

  • конусные ключи (толщина около 2 мм);
  • рожковый ключ для контргаек;
  • плоская широкая отвертка (для вскрытия пыльников);
  • магнит (для сбора шариков);
  • молоток (киянка);
  • очиститель, салфетки;
  • густая смазка для подшипников.

Рекомендуем вам пользоваться официальными инструкциями от производителей по обслуживанию деталей (мануалами). Например, мануалы по втулкам этих фирм можно найти по ссылкам: DT Swiss; SUNringlé; Novatec.

Если вы не нашли мануал по вашей втулке и не уверены, что правильно определили ее тип, обратитесь за консультацией в любую из наших веломастерских.

Как перебрать втулку на насыпных подшипниках. В народе — на «шариках»

Втулка на насыпных подшипниках может иметь ось под эксцентрик или затягиваться гайками. Также встречаются довольно редкие втулки на насыпных подшипниках под сквозную ось, например Shimano FH-MT400. Принцип переборки будет общим для всех этих вариантов.

Устройство втулки на насыпных подшипниках типа конус-чашка Схема втулки на насыпных подшипниках шариках Велосипедная втулка на шариках

Задняя втулка отличается от передней только наличием привода (барабана). Это делает ее переборку чуть более сложной. Но если вы справитесь с ней, с передней будет легче.

Чтобы не возникло сложностей с обратной сборкой, при разборе лучше придерживаться следующего правила: то, что снимаем с правой стороны откладываем вправо, то что с левой — влево. Особенно это касается шариков, так как их количество и степень износа с разных сторон может отличаться.

Обслуживание втулки на «шариках» заключается в очистке, замене смазки и регулировке люфта.

Приступаем к разбору (на примере задней втулки):

  1. Снимаем колесо с велосипеда, убираем эксцентрик. Снимаем тормозной диск, чтобы не испачкать его смазкой. Без снятия кассеты или трещотки скорее всего тоже не обойтись: блок звёзд помешает вынуть ось и качественно прочистить внутренние части втулки.

  2. Конус на втулке может быть прикрыт резиновым пыльником. Первым делом нужно аккуратно его снять.

  3. Расконтриваем гайку и конус со стороны тормозного диска. Снимаем и откладываем в сторону гайку и проставочные шайбы.

  4. Скручиваем сам конус, наполовину вынимаем ось. Аккуратно держим втулку, следим, чтобы шарики с противоположной стороны не высыпались.

  5. Собираем шарики. Удобнее всего это сделать с помощью магнитной отвертки (или указки).

  6. Снимаем пыльник. Для этого аккуратно поддеваем пыльник широкой плоской отверткой и потихоньку приподнимаем его по периметру. Он может быть крепко запрессован. Действуя отверткой как рычагом, не нужно прикладывать слишком большое усилие, так как есть риск оставить вмятины. Потом, через эти вмятины, в подшипник будет попадать пыль и влага. Со стороны барабана пыльник может быть пластиковым. Его нужно вскрывать еще более аккуратно, так как старый пластик легко трескается и откалывается.

  7. Вынимаем ось до конца.

  8. Собираем оставшиеся с другой стороны шарики. Посчитайте, сколько шариков было с каждой стороны.

  9. Очищаем все детали от отработанной смазки салфетками или ветошью. Салфетку можно смочить бензином, WD-40 или специальной химией. Протираем ось, конус, чашки и пыльники, очищаем шарики.

  10. Осматриваем детали на предмет выбоин, раковин, ржавчины. Любая неровность будет мешать шарикам вращаться. Сами шарики должны быть зеркально гладкими и ровными. Оцениваем состояние конуса – он не должен быть стерт.

Если на какой-то из деталей обнаружена сильная коррозия или другие повреждения — её следует заменить. Шарики продаются отдельно, а вот ось или конусы найти сложнее, они продаются ремкомплектами.

Смазки для трущихся узлов бывают двух видов: на литиевом и кальциевом загустителе. Литиевые более густые и дольше вырабатываются. В большинстве случаев мы рекомендуем использовать их. Кальциевые более жидкие и пластичные, поэтому дают лучший накат, но более чувствительны к окружающей среде, поэтому их можно использовать только если у вашей втулки качественные уплотнители.

Если всё в порядке, приступаем к обратной сборке:

  1. Наносим немного густой смазки на чашу, где будут кататься шарики.

  2. Пинцетом перекладываем шарики на дно чаши, друг к другу. Может остаться не заполненный зазор размером примерно в один шарик.

  3. Накрываем чашу пыльником. Запрессовываем его. Для этого аккуратно простукиваем пыльник киянкой по периметру. Важно не осадить пыльник слишком глубоко, иначе он сядет на подшипники и будет мешать их вращению.

  4. Проделываем те же операции с другой стороны.

  5. Вставляем смазанную тонким слоем смазки ось во втулку, следим, чтобы она не сместила шарики. Во втулку заднего колеса ось нужно вставлять со стороны барабана.

  6. Закручиваем конус до упора рукой. Проверяем, как вращается ось — она не должна ни за что задевать.

  7. Устанавливаем проставочные шайбы и контргайки.

  8. Законтриваем и протягиваем гайки. Здесь нам и понадобится тонкий конусный ключ: конус нужно тянуть против часовой стрелки, а контргайку рожковым ключом ему навстречу. Тем самым мы добьемся правильного прижима конуса к шарикам: ось должна вращаться легко, но при этом не должно быть люфта.

  9. Крутим ось, убеждаемся, что она вращается свободно. Проверяем наличие люфтов и, при необходимости, регулируем затяжку.

  10. Последним шагом возвращаем резиновые пыльники на место.

Во время переборки мы не касались барабана, так как он требует отдельного обслуживания, для которого лучше обратится в веломастерскую. Барабан даже во втулке на насыпных подшипниках может быть на «промах», а если он на насыпи, то мы не советуем вскрывать его самостоятельно: он на мелких шариках, которые очень сложно собрать и установить обратно.

Как перебрать втулку на радиальных подшипниках. В народе — на «промах»

Радиальный шариковый подшипник (в народе его прозвали «промышленный» или просто «пром») представляет собой закрытую конструкцию, состоящую из двух колец и шариков между ними.

велосипедная втулка на промах

Втулки на «промах» могут быть двух видов:

Вариант 1: на оси 10 мм. Чаще под эксцентрик, но может быть и на гайках. В таком случае их устройство аналогично втулкам на насыпных подшипниках, только вместо конуса на ось накручивается гайка, прижимающая промподшипник. Часто по внешнему виду их очень сложно отличить от втулок на насыпных подшипниках.

Вариант 2: с полой осью. Могут быть установлены с эксцентриком или сквозной осью 12 мм сзади и 15 мм спереди. Это зависит только от колпачков, которые установлены на концах оси. Устройство и внешний вид таких втулок показаны ниже.

Устройство задней втулки на промах Устройство передней втулки на промах

На шоссейных велосипедах спереди используется ось 12 мм, как и сзади

Как перебрать втулку на «промах»

Обслуживание втулки на «промах» заключается в очистке и проверке состояния подшипника.

Сначала разберём втулку, порядок действий такой:

  1. Снимаем эксцентрик (если имеется).

  2. Снимаем/откручиваем колпачки или гайки, прижимающие подшипник. Колпачки у втулок со сквозной осью могут просто плотно сидеть на оси или в корпусе, а в некоторых втулках (например, Novatec или Shimano MT401 и MT410) они накручиваются на ось по резьбе.

  3. Достаем ось, если на вашей втулке она легко вынимается после снятия колпачков. Если она продолжает плотно сидеть во втулке, значит, её можно снять только с выпрессовыванием подшипников. Пока не спешим это делать.

  4. Очищаем ось и доступные полости корпуса.

  5. Пальцем прокручиваем подшипники. Проверяем, нет ли в них треска, заминок, задиров. Если они вращаются плавно и без усилий, оставляем всё как есть и не нарушаем герметичность.

Если замена подшипников не нужна, то смазываем все резиновые уплотнители, чтобы улучшить прилегание и защитить резину от пересыхания и собираем всё в обратном порядке. Если вы вынимали ось, то ей тоже не помешает тонкий слой смазки, чтобы защитить её от коррозии и прикипания.

Если вы обнаружили проблемы с подшипниками, их нужно перебрать или заменить.

Если промподшипник крутится плохо, не спешите его перебирать! Посмотрите, сколько стоит новый подшипник. Подобрать его можно по номеру, который указан на пыльнике. Возможно, новые подшипники будут стоить меньше, чем тюбик хорошей смазки, а работа потребуется та же самая: выпрессовка и запрессовка обратно. Кстати, о ней.

Как выпрессовать промподшипники?

Извлечь подшипник из втулки можно разными способами: выбить его оттуда обычным или обратным молотком, либо выпрессовывать гидравлическим домкратом. Выше мы давали ссылки на мануалы, там приводятся и предусмотренные производителями способы извлечения подшипников.

Главное правило при извлечении и запрессовывании подшипника — не прикладывать ударные усилия к внутреннему кольцу, так как подшипник не рассчитан на боковые нагрузки (направленные вдоль оси).

Если в вашей втулке ось не снималась без выпрессовывания подшипников, то будьте крайне осторожны при их выбивании: по оси стучать можно только киянкой или через мягкую проставку, иначе можно легко помять её края.

Как перебрать промподшипник?

  1. Снять пыльники. Если подшипник в вашей втулке имеет пластиковые пыльники, то их можно снять, аккуратно поддев иголкой.

  2. Промыть. Для промывки от старой смазки можно использовать керосин, но лучший эффект даст очиститель в баллоне — струя под давлением лучше выбьет остатки смазки и мелкие пылинки. При доступе к компрессору подшипник после промывки можно продуть под давлением.

  3. Заполнить новой смазкой. После чистки и просушки подшипник наполняется новой смазкой. Использовать можно такую же, как и для насыпных подшипников, о ней мы говорили выше. Здесь важно не переборщить: количество и консистенция смазки влияет на накат, а её чрезмерное количество может грозить выдавливанием пыльника.

Как запрессовать промподшипник?

Для запрессовывания в веломастерских используется специальный инструмент с набором алюминиевых насадок под разные подшипники.

Подручными средствами можно запрессовывать, используя шпильку с шайбами и гайками, или подобрать торцевую головку подходящего диаметра, чтобы приложить усилие именно к внешнему кольцу подшипника.

При запрессовывании будьте внимательны: недостаточная или, наоборот, слишком глубокая посадка подшипника может привести к неправильной нагрузке на него, из-за чего втулка будет плохо вращаться. Держите в голове, что подшипник не должен испытывать нагрузки, направленные вдоль оси (по горизонтали). Напряжение «стягивающее» его вдоль оси нужно свести на минимум.

После сборки проверяем, как вращается колесо, и наслаждаемся своим величием. Вы великолепны! А если возникли какие-то сложности, обращайтесь в наши мастерские: мы всегда готовы поддержать, если ваша авантюра вышла из-под контроля.

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий