велосипед

Немного (или много) истории фэтбайков

I. Первое упоминание фэтбайка.

В городе Лестер, Великобритания, был такой парень - Генри Карри (Henry Curry). И пока он работал в компании Leicester Tricycle Co, он, как и водится, подрезал лучшие практики и пошел строить фэтбайки. Нет, подождите, рано. Он в 1884 году основал компанию по производству велосипедов Curry Cycle Co. Обычных, на узких колесах. Но на двух, а не трёх колёсах, в отличие от Leicester Tricycle Co.

Кстати, Currys существует до сих пор, но занимается уже давно не велосипедами, а электротоварами, и насчитывает 829 магазинов в 7 странах, а также работает через интернет-магазины.

Так вот, Генри рекламировал свои магазины, публикуя в велосипедной прессе рубрику со всякими невероятностями в велосипедостроении "STRANGE but TRUE!":

Первая часть из подборки, собранной журналистом из «Wheeler»

Довольно любопытно посмотреть на эти плакаты на сайте велосипедного музея: Осторожно, очень залипательный сайт!

И вот оно, первое появление фэтбайка: в 1924 году на иллюстрацию попал известный в те времена трюкач В. Ритчи (W.Ritchie) со своим велосипедом на толстых надувных "баллонах":

Та самая иллюстрация

А вот так W.Ritchie красовался на страницах журнала Cycling от ноября 1924

К слову, в те годы привычные нам камеры в колёсах ещё только зарождались, а современный вид велосипедные шины обрели только с 1970-х годов.

Однако, такие велосипеды много лет оставались лишь забавными рекламными проектами и не появлялись в серийном производстве. Да и применять их для бездорожья тогда никто не думал.

 

II. Первые кастомные фэтбайки и серийное производство

 

Современный их вид и сам термин "фэтбайк" присваивают парню из Аляски по имени Mark Gronewald, однако пионерами этого вида велосипедов можно также назвать этих ребят: Steve Baker, Greg Matyas, Craig Medred, Ray Molina, Les Matz, Roger Cowels и John Evingson.

Почти каждый из них построил велосипед, применяя разные технические решения, и образовал свой мелкосерийный бренд, например:

  • Icicle Bicycle - Steve Baker;
  • Wildfire - Mark Gronewald;
  • Remolino - Ray Molina;
  • FATBACK - Greg Matyas;
  • The Evingson - John Evingson.

В 2016 году прошла выставка «Fat Bike Expo» в городе Анкоридж, Аляска, США. На этой выставке состоялся занимательный разговор с упомянутыми первопроходцами фэтбайкостроения:

Часть 1
Часть 2

Как раз John Evingson выступил консультантом для концерна Quality Bicycle Products (QBP) при разработке первого серийного фэтбайка Surly Pugsley, который вышел в 2005 году.

Кусочек каталога Surly от 2005 года. Источник 

Современный Surly Pugsley. Источник

Эта модель стала настолько культовой, что даже породила целую серию гонок Pugsley World Championships.

Кстати, в 2021 году Surly прекратили производство этой модели. Да, велосипед уже сильно устарел и не соответствует современным тенденциям, но для ценителей он навсегда останется легендой!

В 2021 году всплеск популярности фэтбайков уже шёл на спад. Их начали притеснять 27,5+ байки, да и в целом в России почему-то довольно мало людей прониклись этим удовольствием. Хотя для некоторых наших регионов, где 3 месяца в году холодно, а остальные 9 — очень холодно, такие велосипеды кажутся очень классным средством получения удовольствия от перемещения.

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий