Рулевая колонка велосипеда: резьбовая, интегрированная, коническая. Разбираемся в типах и обозначениях

Мы продолжаем цикл статей про обслуживание велосипеда, и сегодня перейдем к следующему не менее важному узлу — рулевой колонке.

Если раз в сезон разбирать рулевую, очищать внутренние детали от попавших туда песка и пыли и обновлять смазку, можно избежать многих проблем: скрипа, хруста, рывков при повороте руля, или даже его заклинивания. Но прежде чем подступиться к переборке рулевой колонки, было бы неплохо понять её устройство и определить, какая именно рулевая стоит на вашем велосипеде. Поэтому мы разделили эту тему на две части. В первой мы погрузимся в теорию и обозначим разновидности рулевых колонок, а во второй расскажем о последовательности действий и всех нюансах обслуживания этого узла.

Для получения более полной картины, посмотрите также наше видео о стандартах рулевых колонок.

Разновидности рулевых колонок 

По способу соединения узла

  • Резьбовая рулевая колонка, Threaded (в народе —  «дюймовая», потому что чаще всего в таких рулевых диаметр штока вилки = 1") — конструкция стягивается сверху конусом, по которому бегают шарики подшипника. Этот конус накручивается на шток вилки по резьбе и сверху фиксируется контргайкой. Вынос руля вставляется внутрь штока вилки и фиксируется распорным конусом.

резьбовая рулевая колонка велосипеда

  • Безрезьбовая рулевая колонка, Threadless — конструкция стягивается якорем внутри штока и затяжным болтом, вынос надевается на шток вилки и фиксируется на нём с помощью шестигранных болтов.

безрезьбовая рулевая колонка велосипеда

По типу расположения подшипников в раме

В резьбовых рулевых колонках подшипники всегда располагаются снаружи рулевого стакана рамы во внешних (выносных) чашках. Безрезьбовые рулевые колонки отличаются по типу расположения подшипников в рулевом стакане и бывают:

  • с внешними (выносными) чашками (External Cap - EC) — подшипники располагаются снаружи рулевого стакана рамы во внешних (выносных) чашках. Точно так же, как у резьбовых рулевых колонок. Такие рулевые также называют «неинтегрированными» или «обычными».
  • с внутренними чашками или полуинтегрированные (Zero Stack  - ZS) — чашки запрессовываются в рулевой стакан рамы, подшипники находятся внутри.
  • интегрированные (Integrated System - IS) — чашки вовсе отсутствуют, а их роль выполняет сам рулевой стакан рамы. Интегрированные рулевые колонки могут быть только на промподшипниках.

интегрированная полуинтегрированная рулевая колонкавелосипеда

По типу самих подшипников

В резьбовых рулевых колонках в 99,9% случаев используются насыпные подшипники (шарики с сепаратором или без него), но в природе существуют уникальные резьбовые рулевые на «промах».

рулевая на промах

В безрезьбовых рулевых колонках подшипники могут быть как насыпными, так и радиально-упорными (промподшипники).

Кстати, подробнее про «промы» мы рассказывали в статье про обслуживание втулок.

По форме стакана рамы и штока вилки 

Рулевые колонки бывают прямые (straight) и конические (tapered). Для переборки данный факт не имеет особого значения, но если вы хотите разобраться в теме, знать об этом будет тоже полезно.

схема прямая и коническая рулевая колонка велосипеда

Резьбовая колонка бывает только под прямые стакан и шток. Резьбовую рулевую колонку часто называют просто «дюймовой», потому что диаметр штока вилки для такого стандарта чаще всего равен 1". Очень редко можно встретить резьбовую рулевую колонку с диаметром штока 1 1/8".

Безрезьбовая рулевая колонка может быть:

  • прямой, тогда диаметр штока вилки = 1 1/8";
  • конической, тогда диаметр штока вилки = 1 1/8" сверху и 1,5" снизу (бывают варианты 1 1/8" на 1 1/4").

Существует также необычный прямой стандарт Cannondale, где шток используется диаметром 1,5" по всей длине.

Конические рулевые имеют повышенную прочность по сравнению с прямыми сразу по трём причинам:

  • прочность рамы за счёт большей площади сварного соединения стакана и нижней трубы;
  • прочность вилки за счёт большего диаметра штока;
  • прочность подшипника за счёт его большего диаметра.

При этом часто встречается небольшая хитрость от производителя велосипедов: в раму с коническим рулевым стаканом устанавливается вилка с прямым штоком. Для этого используется специальное переходное опорное кольцо. Такое решение позволяет сэкономить производителю велосипеда, так как вилки с коническим штоком обычно значительно дороже, чем с прямым.

Конические рулевые колонки могут быть полуинтегрированные (Zero Stack - ZS) или интегрированные (Integrated System - IS).

Отдельно стоит рассказать о рулевых колонках на советских велосипедах. Они всегда резьбовые, но размеры посадочных мест для чашек, диаметр штока, размеры гаек  у них чуть больше, чем современные. При этом внутренний диаметр штока (в который вставляется вынос руля), чаще всего дюймовый.

Стандарты рулевых колонок: как подобрать новую

Если вы хотите полностью заменить рулевую колонку, вы должны знать два размера: диаметр рулевого стакана рамы (посадочного места для чашки) и диаметр штока вилки. Их значения можно найти в мануалах на сайте производителя, либо измерить самостоятельно штанген-циркулем или линейкой.

Подобрать новую колонку и не запутаться в обозначениях бывает сложно. Не так давно ведущие производители договорились о единой системе обозначения — S.H.I.S. Разберемся с ней на примере. Допустим, вы встретили вот такой код:

EC34/28.6 | EC34/30 

или сокращенно: 

EC34/28.6/30

Что это значит? EC — External Cap т.е. неинтегрированная рулевая колонка, с внешними чашками. В левой части (EC34/28.6) — размеры верхней чашки:

  • 34  — внутренний диаметр рулевого стакана, в который вставляется чашка. Код S.H.I.S. для него не является точным измерением. Например, если фактический диаметр отверстия 34,10 мм, его код будет EC34.
  • 28.6 — диаметр штока вилки в мм (это шток 1-1/8″). 

Правая часть (EC34/30) — параметры нижней чашки соответственно. 

Посмотреть краткую информацию о размерах S.H.I.S. можно здесь

Итак, закрепим знания!

Выберите вариант, который не может существовать:

  1. Безрезьбовая колонка с внешними чашками на промах под прямой стакан.
  2. Резьбовая колонка с внешними чашками на промах под прямой стакан.
  3. Полуинтегрированная резьбовая колонка на шариках под прямой стакан.

Если вы без труда ответили на этот вопрос, можно переходить к практике, а именно к разбору рулевой колонки. Расскажем об этом в одной из следующих статей.