Всё о велоспорте — как он развивался и какие дисциплины включает

Это статья для тех, кто хочет поближе познакомиться с миром велоспорта и понять, как увлечение велосипедами и первые гонки на них переросли в профессиональный спорт, который включает в себя более 70 отдельных дисциплин.

Первые гонки на велосипедах

Самая первая велогонка состоялась 31 мая 1868 года в Сен-Клу, рядом с Парижем. Этот день и принято считать днем рождения велоспорта. Все мероприятие выглядело очень странным для обычного обывателя — участники соревновались на причудливых педальных машинах с огромными передними колесами. Гонка протяженностью 1200 м проходила по гравийным парковым дорожкам. Через 2 года прошла первая длительная шоссейная гонка. Гонщики преодолели расстояние между Руаном и Парижем (120 км) со средней скоростью 11 км/ч. Эта гонка положила начало бреветам — несоревновательным веломарафонам.

Ближе к концу 19 века велосипеды стали приобретать современный облик. Появились модели с цепной передачей и колесами одинакового диаметра. В 1876 году были изобретены суппортные тормоза, в 1878 — планетарный механизм для переключения скоростей. В 1888 году шотландский ветврач Джон Бойд Данлоп запатентовал надувные шины для колес. 

Благодаря этим изобретениям, гонщики смогли развивать более высокие скорости, а кататься стало гораздо удобнее. Велогонки очень быстро набирали популярность. Люди по всему миру с интересом следили за новым спортивным зрелищем. Первыми выделившимся направлениями велоспорта стали гонки по шоссе и по специально выстроенным циклодромам (трекам).

В это время были организованы классические однодневные велогонки, которые проводятся до сих пор, например:

  • Льеж — Бастонь — Льеж — стартовала в 1892 году. Первый вариант маршрута в 250 км проходил от Спа до Бастони и обратно. Из 33 участников того заезда до финиша добралось только 17;
  • Классика Брюсселя —  впервые эта гонка прошла 12 августа 1893 года. Маршрут между двумя столицами, Парижем и Брюсселем, составляет 397 км;
  • Париж — Рубе — проводится с 1896 года. Далеко не все участники справляются с сочетанием булыжников и бездорожья на этом маршруте даже сегодня.

Чуть позже стали организовывать многодневные гонки. Самая известная из них, Тур де Франс, впервые была проведена в 1903 году.

Как сформировался профессиональный велоспорт

В первых гонках могли участвовать все желающие, кто мог себе позволить велосипед. Но постепенно оформилось разделение участников на профессионалов, любителей и новичков. Среди велосипедистов-любителей были проведены первые международные соревнования — Чемпионат 1893 года в Чикаго. Он включал в себя три программы — спринт, гонка с лидером и гонка на 10 миль.

Велоспорт был представлен на первых в современной истории Олимпийских играх, которые проводились в 1896 году. Тогда в Афинах был построен велотрек «Нео Фалирон», на котором разыграли 5 комплектов медалей. Шестой комплект был разыгран в шоссейной гонке на 87 км по маршруту Афины — Марафон — Афины.

Велодром Нео Фалирон АфиныУчастники первых игр
Велотрек Нео Фалирон и гонщики из Франции Леон Фламан и Поль Массонсо своими байками

Важным шагом для развития велогонок как спорта, стало создание в 1900 году Международного союза велосипедистов (UCI или УСИ). UCI стал регламентировать правила отдельных дисциплин, организовывать чемпионаты мира и другие соревнования. Позже внутри UCI появились две международные федерации, координирующие любительский и профессиональный велоспорт (ФИАК и ФИКП).

В профессиональном велоспорте сложилась особая система классификации и поощрения лидеров гонки. Это цветные майки. В каждой гонке приняты свои цвета, например, в многодневной Джиро д'Италия лидер генеральной квалификации получает розовую майку, лидер спринтерского зачета — сиреневую (цикламеновую), а гонщик, получивщий наибольшее количество очков в горной классификации — синюю майку.

Развитие велосипедного спорта в России

Увлечение велосипедами в конце 19 века не могло обойти стороной Российскую империю. В Петербурге и Москве появились велосипедные клубы, активно строились велотреки из дерева или цемента. Но несмотря на интерес к велотранспорту, ездить на нем в городах долгое время запрещал закон.

В 1891 году были организованы первые крупные соревнования под названием «Первый ездок России». Гонщики участвовали в заезде по треку, протяженностью 7,5 версты. А через три года состоялся веломарафон от Москвы до Нижнего Новгорода. Добраться до конца этого маршрута смогли только двое участников. В 1895 году была проведена не менее сложная гонка Петербург — Москва.

Российские велосипедисты участвовали и в международных соревнованиях. В 1896 году на первенстве мира в Копенгагене гонщик Михаил Дьяков из Петербурга занял первые места в гонках на 1 и 10 миль и второе место в лидерской гонке на 100 км.

В советское время велосипедный спорт стал более массовым и популярным. С середины 20-х годов проводилось множество соревнований и веломарафонов. Тогда же была разработана спортивная классификация по шоссе и треку, нормативы присвоения спортивных разрядов.

В 1952 году СССР вошел в УСИ, в этом же году советские гонщики впервые отправились на Олимпиаду. А уже через 8 лет Виктор Капитонов выиграл олимпийское золото в групповой гонке на шоссе.

Появление новых велосипедных дисциплин: маунтинбайка и BMX

В середине 20 века в США стали появляться клубы любителей кататься на велосипедах вне шоссе. Их участники адаптировали свои байки под условия бездорожья. Когда к этому движению подключились профессиональные инженеры, появился новый тип велосипеда — горный или маунтинбайк.

В 80-х количество поклонников экстремальной езды быстро росло и в 1990 году прошел первый Чемпионат мира по маунтинбайку, а с 1996 года дисциплина стала олимпийской. В этом направлении появилось множество стилей и отдельных дисциплин, у каждой из которых свои требования к оснащению велосипеда и особенностям трассы. Существует международная ассоциация горных велосипедистов — IMBA.

BMX стал зарождаться примерно в 60-е годы, когда подростки пытались подражать трюкам мотокроссменов на своих велосипедах с маленькими колесами. Долгое время это направление оставалось андеграундным. Первой официально признанной BMX дисциплиной стали гонки по трассам — Racing. В 2008 году эта дисциплина была добавлена в олимпийский зачет.

Современные виды велоспорта: список дисциплин

К нашему времени сложилось четыре основных направления велоспорта: шоссе, гонки по треку, маунтинбайк и BMX. Каждое из них включает множество различных дисциплин:

  • шоссе — групповая, индивидуальная и многодневная гонка, гонка на время, критериум, командная и парная гонка;
  • трек — спринт, индивидуальная и командная гонка преследования, гонка на тандемах, кейрин, мэдисон;
  • маунтинбайк — кросс-кантри, триал, даунхилл;
  • BMX — рейсинг, эстафета, дерт, парк, рампа, флэт.

Шоссейный велоспорт Трекковый велоспорт Кросс-кантри велоспорт БМХ велоспорт
Гонщики на шоссейном, трековом, кросскантрийном и BMX велосипедах

Отдельно стоит велокросс — гонка, в которой спортсмены преодолевают сложные трассы, включающие в себя асфальт, песок, гравий, траву и разнообразные препятствия. В России велокросс принято относить к маунтинбайку. Существуют также и смежные дисциплины, например, велобол.

Список видов велоспорта постоянно расширяется. Все дисциплины можно разделить на официальные, то есть признанные UCI или олимпийским комитетом и неофициальные. Последним на сегодняшний день официально признанным видом велоспорта стали гонки на гравийных велосипедах. Это направление так активно развивается, что игнорировать его и дальше стало невозможно.