велосипед

Велосипед в цирковом искусстве

В цирковом искусстве велосипед огромную роль играл давно – первые велотрюки акробаты начали выполнять еще на велосипедах класса «Паук» или «Костотряска» с огромным передним и маленьким задним колёсами. Естественно, технические возможности велосипедов в те времена (80-е гг. XIX в.)  были скромными, и артисты представляли парные акробатические номера , основанные лишь на равновесии, без больших скоростей. В этот период наибольшую известность получил цирковой ансамбль Анчилотти. Немалая ловкость нужна уже для того, чтобы забраться на такой агрегат и не упасть с него при катании, не говоря уже о трюках. Поэтому неудивительно, что цирковые номера на первых велосипедах неизменно приводили публику в восторг!

Постепенно, по мере совершенствования велоконструкции, зарождается самостоятельный цирковой жанр – выступление строится на выполнении велосипедистом трюков и фокусов при сохранении равновесия на впечатляющей скорости. Этот жанр очень схож с акробатической верховой ездой, и первыми его представителями стали велосипедисты-чемпионы, профессиональные гонщики и наездники. К числу звезд цирка, блиставших на «двухколесных конях» на арене, можно отнести Пауля Доринга и Пауля Леопольди из Германии, а также Зида Бланка и Ника Кауфмана из США. Не секрет, что выступления в таком жанре требуют от артиста множества развитых навыков в эквилибристике – ведь непременными пунктами программы номера были вальсирование, фигурная езда, езда на переднем колесе, пролезание сквозь рамку на полной скорости, вольтижировка, жонглирование на уницикле (одноколесном велосипеде), а также, при выступлении нескольких участников, трюки на тандеме либо многоместном велосипеде.

Претерпевал изменения и сам цирковой велосипед: его конструкция приспосабливалась под особенности арены. Однако, вопреки устоявшемуся мнению о «трюкованности» циркового инвентаря, велосипедов это коснулось не так уж сильно. Во-первых, у циркового байка по сравнению с обычным уменьшена передача (т.е. соотношение числа оборотов шатуна и заднего колеса), что наиболее оптимально для манежа диаметром в тринадцать метров. Во-вторых, шестерни и шатуны на таких моделях намного меньше, чтобы артист случайно не задел их во время номера. В-третьих, тяжелые и крепкие рамы цирковых байков способны выдержать огромные нагрузки: например, десять-пятнадцать человек одновременно.

  

Номера велофигуристов очень быстро стали неотъемлемой частью цирковых программ так же, как и выступления клоунов, фокусников и дрессировщиков животных. Дрессировщики очень быстро приспособили велосипеды и для своих мохнатых подопечных: детей и взрослых всего мира удивляют и забавляют, например, медведи, старательно и ловко крутящие педали и получающие под шумные аплодисменты заслуженную порцию сахара. «Ехали медведи на велосипеде», так-то!

  

Ну а велоакробатика развивалась в двадцатом столетии семимильными шагами: новая ветвь этого замечательного циркового жанра представляла собой номера, основанные уже на точнейших математических и механических расчетах движения предметов в пространстве, где учитывается траектория, центробежная сила, сила притяжения и т.д. Здесь одной только ловкости и владения телом и велосипедом было мало: каждое движение должно было быть идеально выверенным и совершаться в строго определенное время со строго определенной силой. Французский велогонщик и конструктор Шарль Нуазетт в 90-х разработал номер, принесший своему создателю бешеную популярность. Номер назывался «Корзина». Велокорзина (её еще называли «Круг смерти») – это высокое деревянное сооружение из сплетенных планок, напоминающее корзину, но только без дна. Стенки у корзины были практически отвесными. Во время представления велосипедисты катаются по внутренней части корзины, и от падения их удерживает лишь действие центробежной силы. В тот момент, когда артисты достаточно разогнались, корзину поднимают специальным подъемником, и становится отчетливо видно, что дна у сооружения нет. Номер, как уже было сказано, вызывал у зрителей сильнейшие эмоции.

  

Особо стоит отметить и то, что велосипед не обошли вниманием и такие всемирно любимые деятели циркового искусства, как канатоходцы. Кто спорит, пройти по канату на огромной высоте – поступок не для слабонервных, но проехать по нему на велосипеде??? Это уже что-то совсем уж захватывающее дух, согласитесь. Вот, например, американский канатоходец Ник Валленда установил в 2010 году мировой рекорд, удостоенный, кстати, книги рекордов Гиннеса: он проехал на велосипеде по тридцатиметровому канату, натянутому на высоте… 80 метров! Без страховки! Канат был натянут между двадцатиэтажными башнями гостиницы в столице Багамских островов Нассау. Ник уже не раз проделывал подобные головокружительные номера, ведь он потомственный циркач аж в седьмом поколении: его предки выступали в цирках Германии, а затем и США. После своего рекорда Ник рассказал журналистам, что в какой-то момент он чуть было не потерял равновесие, и только чудо помогло ему справиться с этим и не упасть.

Ну и конечно, все мы с детства помним и любим ярких и смешных клоунов: цирковые артисты-комики тоже стали активно использовать велосипед в своем ремесле. Клоунские двухколесные агрегаты увешаны колокольчиками, клаксонами, рожками и воздушными шарами, они обязательно имеют нелепую расцветку и вызывают улыбку одним своим видом. Велосипед комика также может быть невероятно маленьким, либо иметь колеса разной величины. Заднее колесо может быть от телеги или вообще иметь яйцеобразную форму. Классикой стали смешно «ломающиеся» велосипеды у клоунов, когда они, будто бы стараясь подражать акробатам, смешно плюхаются на арену или теряют колёса.

Ну и напоследок приведем несколько имен выдающихся велофигуристов. В дореволюционной России это Б. П. Краев-Червинский и Ян Польди, в СССР – Каменские, Асмус, Вартановы, Баранские, Морено. Что же, цирковое искусство продолжает развиваться, ждем новых велосипедных трюков и новинок! Але-оп!

Источник ВелоСтрана @ 21.11.2011

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий