велосипед

Чем отличается гравийный велосипед от шоссейного

На первый взгляд шоссейный велосипед очень похож на гравийный: тонкая рама, небольшой вес, руль-баран. Но эти модели предназначены для разных задач и условий. Рассказываем, в чем разница и как выбрать правильный байк для поездок.

После того как вы определитесь с моделью, возможно, вам будет интересно узнать и о эффективных методиках тренировок. Одна из них — сайклинг, отличный способ привести себя в форму с помощью велосипеда.

Для чего предназначены шоссейные и гравийные велосипеды?

Если кратко, то шоссейный велосипед создан для скорости, а гравийный (гревел) — для поездок по грунтовым и гравийным дорожкам. Но давайте рассмотрим каждую модель подробнее.

Шоссейные велосипеды

Шоссейник стал основой для развития множества других типов: горных, туринговых и др. Это изначально гоночный байк для максимально быстрой езды по асфальтированным дорогам. Шоссейные велогонки называют самой популярной профессиональной дисциплиной в велоспорте по количеству участников и зрителей. Кстати, многодневный «Тур де Франс» тоже проходят на шоссейниках. 

Их характерные особенности: облегченная рама (как правило, карбон или алюминий), узкие покрышки с высоким давлением, аэродинамичная посадка, жесткая вилка и минимальное количество точек амортизации. Проще говоря, конструкция адаптирована для быстрого набора скорости и маневрирования на ровной поверхности.

Например, на моделях типа Scott Addict RC 15 или Bianchi Oltre RC Dura Ace Di2 12S можно удерживать темп 25-35 км/ч несколько часов, что практически невозможно на гравийнике с аналогичными усилиями.

Но шоссейные велосипеды имеют и свои ограничения. Они требовательны к качеству дорожного покрытия, чувствительны в управлении, не приспособлены к неасфальтированным участкам и не прощают ошибок в выборе маршрута. Если гревел дает больше свободы: можно съехать с трассы на грунтовку, чтобы добраться до красивого пляжа, то на шоссейнике лучше не терять контакт с асфальтом.

Гравийные велосипеды

Есть версия, что своим созданием гревелы обязаны 24-часовой гонке по гравийным дорогам Айовы — TransIowa. Тогда, в 2004 году, еще не было такой конструкции, поэтому участники проходили ее на горных и синглспидах. Разумеется, это было неудобно, и ведущие велопроизводители мира поняли, что пора открывать новую категорию. Развитие гревелов хорошо заметно по участникам еще одной гонки, Unbound Gravel (старое название — Dirty Kanza). Она проходит в штате Канзас, общая длина маршрута — 320 км. И если в 2006 году в ней участвовали всего 34 райдера, то в 2019 году — уже 2750, и то это были не все желающие.

Сегодня гревелы — это полноценный класс велосипедов, которые подходят для:

  • веломарафонов по смешанным трассам (гравий, асфальт, грунтовка);
  • многодневных велотуров по проселочным дорогам;
  • спортивных соревнований формата Unbound Gravel;
  • городского комьютинга, особенно если ездить нужно по тротуарам, бордюрам и лесопаркам.

В отличие от шоссейника, главная задача гравийного велосипеда — не скорость, а универсальность и контроль.

Современные гравийники вроде Stinger Gravix Evo, Welt G110 спокойно преодолевают 150+ км по переменному покрытию, включая грунтовые тропы, сельские дороги, тротуарную плитку, песок и грязь, обеспечивая райдеру комфорт и надежность в пути. Они не такие быстрые, как шоссеры, но в реальных условиях — с ямами, лесными участками, съездами на обочину, — часто превосходят их.

Геометрия рамы и посадка

Геометрия рамы определяет поведение велосипеда на дороге, влияя на его устойчивость, маневренность и комфорт. И несмотря на внешнюю схожесть, у шоссейников и гревелов есть принципиальные отличия.

Угол рулевой трубы

У шоссейных велосипедов более крутой угол рулевой трубы (обычно 73–74°), это нужно для быстрой и точной реакции на движения руля, особенно важной, если вы едете с высокой скоростью. В отличие от них, у гравийных угол меньше (70–72°), это дает стабильность на неровном покрытии и позволяет сохранять контроль.

Колесная база

У шоссеров колесная база, как правило, короче, чем у гравийных велосипедов. Это дает высокую маневренность, тогда как гревелы более устойчивы на пересеченной местности и на спусках.

Длина перьев

У шоссейных велосипедов короткие перья (405–420 мм) для быстрой передачи усилия и легкого вхождения в повороты на скорости. У гравийных перья длиннее (425–435 мм), они улучшают устойчивость и позволяют установить более широкие шины, повышая проходимость.

Посадка (stack и reach)

Stack — это вертикальное расстояние от центра каретки до верхней точки рулевого стакана. Reach — это горизонтальное расстояние от центра каретки до проекции этой верхней точки рулевого стакана на горизонтальную ось. Разница между ними влияет на посадку. Так, у шоссеров низкий stack и длинный reach, что необходимо для аэродинамичной посадки, но нагружает спину и руки. У гравийного велосипеда, наоборот, высокий stack и короткий reach для более вертикальной посадки — даже в долгой поездке райдеру будет достаточно комфортно.

Гравийный Aspect Allroad Elite и шоссейный SCOTT Addict 10

Для сравнения рассмотрим различия двух моделей: гревела Aspect Allroad Elite 2025 года и шоссейного SCOTT Addict 10 2024 года, оба в размере XL (на фото в слайдере).

Характеристика

2025 Aspect Allroad Elite XL (гревел)

2024 Scott Addict 10 XL/58 (шоссейник)

Колесная база

1067 мм

1022.8 мм

Длина перьев

430 мм

420 мм

Угол рулевой трубы

71°

73.3°

Stack

627 мм

613.6 мм

Reach

409 мм

398.6 мм

Колеса

Хотя диаметр колес в обоих типах велосипедов может быть одинаковым, различия в ширине покрышек, внешнем диаметре и влиянии на геометрию и устойчивость делают этот параметр важным для выбора между шоссейником и гравийником. На шоссейных велосипедах чаще устанавливают колеса 700c с узкими ободами (внутренняя ширина около 17–21 мм), что снижает вес и улучшает аэродинамику. На гревелах — используют более широкие обода (21–25 мм), что позволяет устанавливать более широкие шины для лучшего сцепления и комфорта.

Более широкие обода также способствуют лучшей поддержке бескамерных шин, что снижает риск проколов и позволяет использовать более низкое давление.

Как ширина шин влияет на поведение велосипеда

  • Узкие покрышки (23–28 мм) — характерны для классических шоссейников: снижают сопротивление качению и вес, увеличивают скорость, но хуже демпфируют вибрации и более уязвимы к повреждениям на неровной дороге.
  • Средняя ширина (30–32 мм) — характерна для endurance- и all-road-велосипедов. Обеспечивает компромисс между скоростью и комфортом, позволяет снижать давление в шинах.
  • Широкие покрышки (35–50 мм) — применяются на гравийниках и туринговых велосипедах. Обеспечивают уверенное сцепление, позволяют ехать по рыхлым покрытиям, песку, гравию и лесным тропам.

Например, у гревела Aspect Allroad Elite установлены покрышки CST Pika 700*42C 60tpi (42 мм) и обода G23 ETRTO шириной 23 мм. А у шоссейного Scott Addict RC 15 — шины Schwalbe ONE Race-Guard Fold, 700x28C (28 мм) и карбоновые UD обода шириной 21 мм.

Почему важно правильное давление в шинах

Давление в шинах напрямую влияет на то, как велосипед ведет себя на дороге. Для шоссейных рекомендовано 6,0–7,5 бар — чтобы снизить сопротивление качению и четко чувствовать трассу. У гревелов давление в шинах обычно в пределах 2,5–4,0 бар — для более плавного движения по неровностям и лучшего сцепления с покрытием. Современные байки все чаще комплектуются бескамерными покрышками (tubeless) — они позволяют повысить сцепление без потери скорости и снизить массу транспорта.

Руль велосипеда

Руль влияет на управляемость велосипеда и посадку райдера. У шоссеров и гревелов они схожие по форме — бараны (drop bar). Такая конструкция позволяет менять хват, снижает сопротивление воздуха в нижнем положении рук и равномерно распределяет нагрузку при длительной езде. Основные отличия в геометрии, ширине, развороту (flare) и назначении.

Руль шоссейного велосипеда

На шоссейных велосипедах устанавливаются узкие и компактные рули — шириной от 38 до 42 см (между центрами дропов) без flare.

Это необходимо для:

  • уменьшения лобового сопротивления (аэродинамика);
  • оптимального положения рук в долгом заезде;
  • сохранения стабильности на высокой скорости при минимальной амплитуде движений.

Например, Scott Addict RC Pro комплектуется карбоновым рулем Syncros Creston iC SL шириной 400 мм без разворота, с акцентом на жесткость и аэродинамику.

Также у таких моделей часто короткий вынос руля и агрессивный перепад высоты между седлом и рулем — для гоночной посадки. Руль может быть интегрированным (монокок из карбона), без возможности настройки угла и выноса — ради жесткости и веса.

Руль гравийного велосипеда

У гравийных велосипедов руль выполняет не только управляющую, но и стабилизирующую, а порой даже грузовую функцию — на нем крепят багажные сумки.

Главные особенности:

  • широкая база — 440–480 мм (между центрами дропов);
  • разворот дропов — 12–24°, для большего контроля на спусках и в рыхлом грунте;
  • увеличенная высота руля относительно седла (stack выше, reach короче);
  • возможность установки багажных сумок, навигации, фонарей, спидометров, креплений GoPro и т. д.

Например, у Aspect Allroad Elite алюминиевый руль шириной 440 мм с флеером 20 мм. Благодаря геометрии рамы, руль располагается выше седла, обеспечивая более вертикальную посадку (stack у Aspect Allroad Elite — 627 мм против 584,3 мм у Scott Addict RC Pro).

Разворот дропов дает более устойчивую посадку в нижнем хвате, так удобнее проходить сложные участки трассы. Широкая база снижает нагрузку на запястье и помогает не терять контроль управления даже при прохождении поворотов на сыпучем покрытии на скорости.

Тормоза

На современных шоссейных и гравийных велосипедах чаще можно увидеть дисковые тормоза — особенно в сегменте endurance, gravel и high-end. Но используются и ободные: на классических гоночных рамах для снижения веса шоссейного байка, в бюджетных моделях или в кастомных сборках. Они легче большинства дисковых, проще в обслуживании, хорошо ведут себя на ровных сухих трассах. Например, в Pardus Spark Evo Rim 105 (2024) установлены ободные Shimano 105 R7010 с клещевым креплением.

Для примера сравним гревел Aspect Allroad Elite (2025) и шоссейник Scott Addict RC Pro (2025). Оба байка комплектуются дисковыми гидравлическими тормозами Shimano. При этом каждая система адаптирована под свои задачи.

На Aspect Allroad Elite установлены:

  • калиперы Shimano BR-RX400 из линейки GRX, специально разработанной для гравийных велосипедов;
  • роторы Shimano RT-26 диаметром 160 мм — одинаковые спереди и сзади, для равномерного и предсказуемого торможения.

Такая система хорошо работает на влажном или рыхлом покрытии, позволяет быстро затормозить без потери контроля над велосипедом.

На Scott Addict RC Pro установлены:

  • калиперы Shimano BR-R9270 из флагманской группы Dura-Ace Di2;
  • роторы Shimano RT-MT900 160 мм — с технологией ICE-Tech, предназначенной для быстрого охлаждения и высокой термостабильности.

Эта система создана для гоночных условий: реакция на торможение быстрая, усилие передается мгновенно, конструкция калиперов и роторов ориентирована на минимальный вес и максимальную эффективность.

Подытожим: если вы любите скорость и планируете ездить только по асфальту, рассмотрите шоссейный велосипед. Предпочитаете кататься по лесопаркам, гравию и грунту — вам подойдет гревел. А обсудить различия конкретных моделей можно с экспертами ВелоСтраны

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Комментарии
Артас
21.06.2025
Если упростить, главные отличия в длине базы (отчасти за счёт угла рулевой), более комфортной посадке на гревеле и возможности установки широких покрых на гравийник. Рули большой ширины и с широким флеером уже на любителя. Вроде в Америке наоборот в последнее время приобретают популярность гревелы с узким рулём 350-380мм и широкими покрыхами 2"+.
Марат
19.06.2025
Интересное отличие грэвл байка и шоссейного байка
Добавить комментарий