После того, как вы определились с желаемым типом велосипеда, можно детальнее рассматривать и сравнивать характеристики разных моделей. Каждый велосипед можно условно разделить на две составляющие: рама и навесное оборудование (колеса, вилка, педали, цепи, переключатели скоростей и т.д.). Далее мы расскажем об основных компонентах и кратко рассмотрим плюсы и минусы их вариаций.
Рама
Главное в раме — это прочность, легкость и качество швов. Все остальные части велосипеда можно заменить, если они вас не будут устраивать, но рама — это основа байка. Рамы изготавливают из различных сплавов, в основе которых в большинстве случаев:
- сталь — такие рамы довольно крепкие и стоят дешевле других, но много весят и от любой царапины могут покрыться ржавчиной;
- алюминий — рамы из него прочнее и легче стали, поэтому и более популярны. Из минусов: накапливают усталость и, в случае повреждений, не поддаются ремонту;
- карбон — самый легкий и крепкий материал, используется в профессиональном сегменте. Единственный минус — высокая цена.
Колеса
На взрослых горных велосипедах вам могут встретиться колеса трех размеров: 26, 27.5 и 29 дюймов. Прямой связи между размером и ростом велосипедиста нет. Выбор размера колёс это личное предпочтение, которое формируются с опытом катания на разных велосипедах:
- 26” дюймов — самый первый, классический стандарт. За счет меньшего диаметра такие колеса довольно крепкие и легкие, но постепенно выходят из употребления;
- Stels Navigator 620 MD 26 V010 https://www.velostrana.ru/stels/navigator-620-md-v010/
- Stels Navigator 640 MD V010 https://www.velostrana.ru/stels/navigator-640-md-v010/
- Titan Racing Hades 26" Disc https://www.velostrana.ru/titan-racing/hades-26-disc/
- 29” дюймов — такие колеса сложнее разогнать на старте, зато они дольше поддерживают накат и легче преодолевают дорожные неровности, за счет меньшего угла наезда;
- Polygon Xtrada 5 29 https://www.velostrana.ru/polygon/xtrada-5-29/
- Forward Sporting 29 2.0 D https://www.velostrana.ru/forward/sporting-29-20-d/
- Stinger Element Evo 29" https://www.velostrana.ru/stinger/element-evo-29/
- 27.5”дюймов — универсальный размер: держат накат и скорость лучше, чем 26”, разгоняются легче, чем 29”.
- Welt Ridge 1.1 D 27 https://www.velostrana.ru/welt/ridge-11-d-27/
- Welt Freedom 27 Plus https://www.velostrana.ru/welt/freedom-27-plus/
- Forward Sporting 27,5 3.2 HD https://www.velostrana.ru/forward/sporting-275-32-hd/
Стандарт колес для шоссейных и дорожных велосипедов — 28”. Размер колес складных байков обычно 20”.
Трансмиссия
Трансмиссия — это система, которая передает усилие от ног велосипедиста к колесам велосипеда. На скоростных байках она состоит из: передних ведущих звезд, блока задних звёзд (кассета или трещотка), цепи, шатунов, переключателей и манеток. Соотношение количества передних и задних звёзд показывает, сколько на велосипеде скоростей. Большинству велосипедистов для повседневной езды достаточно 11-18 передач.
Бывают велосипеды с одной скоростью — синглспиды. На них вместо блока звёзд может устанавливаться фиксированная звезда (для fixed-байков) или трещотка с одной звездой — фривил. Чтобы кататься на байке без скоростей нужно обладать хорошей физической формой.
Весь комплект деталей трансмиссии называют групсетом. Ведущие мировые производители механики для велосипедов, Shimano и Sram, выпускают групсеты разных ценовых категорий, рассчитанные на разные условия использования: от начального и любительского до профессионального. Классификация у каждого производителя своя. Чем дороже групсет и чем выше его уровень, тем дольше будет его ресурс работы, меньше вес, выше скорость и точность переключения передач. Зачастую на одном байке используются компоненты разного уровня и даже разных производителей.
Амортизация
Амортизация нужна, чтобы поглощать удары и вибрации при прыжках и езде по неровностям, а также, чтобы обеспечивать должный уровень сцепления колеса с поверхностью. Все горные байки имеют как минимум переднюю амортизационную вилку (хардтейл). Вилки могут быть очень разными по своему внутреннему устройству: от самых примитивных пружинных до очень сложных воздушно-масляных. Хорошие вилки отличаются тем, что их можно настроить под вес велосипедиста с помощью подкачки воздухом или заблокировать.
Велосипед с передней и задней амортизацией называют двухподвес. Такая система поглощает очень сильные удары и нужна для скоростной и более экстремальной езды по бездорожью. Из-за сложности устройства двухподвес не может стоить дешево.
Есть велосипеды и вовсе без амортизации, с жесткой вилкой. Их называют ригид. Они предназначены для езды по ровным дорогам, в основном это шоссейные и городские байки.
Тормоза
Здесь возможны три варианта:
- ободные тормоза или V-brake — торможение происходит за счет сжатия обода двумя колодками. V-brake стоят дешевле дисковых тормозов, а еще меньше весят и их проще ремонтировать и настраивать. Минус — на большой скорости тормозить нужно заранее и учитывать тормозной путь. А если обод будет мокрым и грязным затормозить вообще будет сложно;
- дисковые механические — усилие от нажатия тормозной ручки передается на колодки, которые зажимают диск на втулке колеса. Такие тормоза быстрее и эффективнее замедляют велосипед при любых дорожных и погодных условиях;
- дисковые гидравлические — система торможения похожа на автомобильную: колодки зажимаются при помощи поршней, которые приводятся в движение тормозной жидкостью. От велосипедиста требуется минимальное усилие руки, чтобы быстро затормозить. Минус — такие тормоза более требовательны в обслуживании.
Для полноты картины упомянем ножной или тормоз барабанного типа — когда, чтобы затормозить, нужно прокрутить педали в обратном направлении. Но сейчас он встречается только на детских и некоторых моделях городских велосипедов.
Распространенные ошибки при выборе
В этой части мы хотим разобрать некоторые заблуждения и стереотипы, которые могут привести к ошибкам при выборе велосипеда.
- Выбирать байк в интернете, не учитывая нужную ростовку. Байк неподходящего размера может сильно испортить впечатление от езды. Чтобы не ошибиться с ростовкой, хорошо бы прийти в магазин, проконсультироваться со специалистом, примерить понравившийся велосипед и оценить удобство посадки. Если такой возможности нет, внимательно изучите рекомендации производителя и таблицы ростовок.
- Чем больше скоростей — тем лучше. Многие производители до сих пор предлагают трансмиссии с тремя ведущими звездами и кассетами на 10 или даже 11 передач. Такой большой диапазон (30-33 скорости) большинству велосипедистов ни к чему. Для комфортной езды гораздо важнее правильно подобранное передаточное соотношение и качество переключателя.
- Купить самый дешевый велосипед. В велоиндустрии низкая стоимость почти всегда означает невысокое качество компонентов. Покупая велосипед на некачественных компонентах, нужно быть готовым к тому, что через несколько десятков пройденных километров многие детали потребуют ремонта или замены. Подробнее о проблемах, которые ждут каждый бюджетный байк мы говорили в этом видео.
- Всё, что делают в Азии — плохо. Раньше велосипеды, производимые в Китае и на Тайване, считались дешевыми и некачественными. Но сегодня около 80% всех байков и их комплектующих, в том числе ведущих брендов, делают именно там. На крупных заводах очень высокие стандарты качества, поэтому этот стереотип изжил себя.
- Не делать плановое обслуживание. Велосипед с амортизационной вилкой, трансмиссией и гидравликой нельзя сравнивать с советским «Уралом», который достаточно было смазывать литолом, когда заскрипит. Если вы хотите, чтобы новый велосипед радовал вас максимально долго, не пренебрегайте простыми правилами ухода и обслуживания: содержите его в чистоте, храните в сухом месте, следите за износом деталей и хотя бы 1 раз в сезон проводите ТО — самостоятельно или в мастерской.