велосипед

GT iDrive: когда каретка двигалась вместе с подвеской

Знали ли вы, что в начале 2000‑х инженеры пытались решить проблему раскачки подвесок… двигая саму каретку?

Недавно к нам в мастерскую попал GT iDrive 6.0 2001 года — велосипед с одной из самых необычных систем того времени.

В чём контекст?

В начале 2000‑х двухподвесные велосипеды уже активно набирали популярность. Но у них были две большие проблемы:

  • при педалировании подвеска часто «раскачивалась» — часть энергии уходила не на разгон, а на сжатие амортизатора;
  • на кочках цепь натягивалась и тянула педали назад, создавая неприятный удар по ногам (эффект «pedal kickback»).

Поэтому подвески приходилось настраивать либо мягко и комфортно, либо жёстко, чтобы не качалась на подъёмах.

Инженеры GT решили пойти нестандартным путём и придумали iDrive — систему с «плавающей» кареткой.

Что такое iDrive?

  • Плавающая каретка: узел педалей установлен не жёстко в раме, а на отдельном подвижном звене.
  • Зачем это нужно: при сжатии подвески каретка слегка смещается и компенсирует натяжение цепи.
  • Эффект: подвеска остаётся активной на кочках даже при педалировании, а педали не «бьют» в ноги.

В чём величие этой технологии?

Впервые GT i-Drive появилась в 1999 году и произвела настоящий фурор. Изобретателем системы стал конструктор GT по имени Джим Басби – его новая подвеска сразу получила статус революции в MTB-среде.

Уже к 2000 году GT полностью переработала свою линейку двухподвесов под i-Drive и выпустила с этой технологией не меньше семи моделей для кросс-кантри и аллмаунтин (что-то вроде трейла тех лет): GT XCR iDrive Team, GT Timberline iDrive, GT iDrive 5 и iDrive 7, GT Marathon, GT Sensor, GT Force и пр.

Но главной звездой стал даунхильный байк GT Fury DH (в поколениях 2009–2018), на котором в 2010-ых были выиграны и чемпионат мира по даунхиллу, и Red Bull Rampage.

GT iDrive 6.0 2001

Как развивался iDrive?

Конструкцию iDrive дважды перепридумывали:

  • в классическом виде (как на фото) она просуществовала до 2002 года.
  • в 2003 году GT выкатили iDrive 2.0, где вместо громозкого узла появилась система рычагов. Такая компоновка упростила сервис и уменьшила вес узла.
  • третье поколение – AOS/PathLinkAOS появилось в 2014 году. Там изменения касались в основном шарниров подвески, но плавающая каретка сохранилась.

Почему его больше нет?

Интересно, что почти через 20 лет после появления iDrive компания GT... отказалась от этой схемы.

В 2019 году были представлены новые модели Sensor и Force, где конструкторы решили упростить подвеску и вернуть название LTS (Linkage Tuned Suspension).

GT официально объяснили это стремлением сделать велосипеды проще, легче и доступнее в обслуживании, при этом современная кинематика четырехрычажек уже позволяла достичь желаемой эффективности без дополнительных узлов.

Фактически за годы эволюции iDrive конкуренты сильно подтянулись: пока GT экспериментировали с «плавающей» кареткой, индустрия освоила новые конструкции, и к концу 2010-х преимущества iDrive уже не были столь ощутимыми.

Тем не менее, наследие iDrive живо – идеи, заложенные в этой подвеске, сегодня реализуются в других конструкциях рам, и опыт GT послужил развитию маунтинбайка.

Сама же технология iDrive оставила заметный след: за время производства она получила несколько международных наград, принесла компании патенты и выделила бренд GT среди конкурентов оригинальным подходом.

Сегодня такие велосипеды — редкость и часть истории маунтинбайка

А мы рады, что один из них — этот GT iDrive 6.0 — побывал у нас в мастерской и напомнил, насколько смелыми были идеи инженеров двадцать лет назад!

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий