велосипед

Как настроить и отрегулировать переключатели скоростей велосипеда

Вы можете вложиться в топовый MTB или BMX, но без обслуживания он превратится в ашанбайк. Сегодня мы обсудим настройку переключателей: как понять, что с ними что-то не так, и как отрегулировать их под себя и свой стиль катания.

Настройка переключателей — это база, с которой начинается погружение в техническую сторону велоспорта. Если вам интересно развивать эти навыки и разбираться в устройстве вашего байка глубже, вам будет полезен раздел, посвященный велоспорту, в блоге SportsGeeks.

Виды переключателей и их особенности

Передний переключатель направляет цепь между передними звездами (обычно в двух- и трехзвездных системах). Конструкция состоит из хомута, рамки, параллелограмма с пружинами, ограничительных винтов (L и H), болта крепления троса.

Задний переключатель работает с кассетой (чаще всего от 6 до 13 звезд). Включает лапку с роликами (ролик натяжителя и направляющий), барабан регулировки натяжения троса, упор оплетки троса, болт/гайка для фиксации троса, подвижный параллелограмм.

По типу привода переключатели делятся на:

  1. Механические (на тросах) — классика, доступность, легко обслуживать.
  2. Электронные (например, Shimano Di2) — точность и автоматизация, могут настраиваться как вручную, так и через фирменные приложения.

Отдельно стоит упомянуть планетарные втулки (Nexus, Rohloff), где весь механизм скрыт внутри втулки. Они не требуют частого обслуживания, достаточно просто подтягивать тросик и менять смазку.  

переключатели
Передний и задний переключатель Shimano Tourney

Передние переключатели по способу крепления бывают:

  1. На хомуте (clamp-on) — классический вариант, диаметры: 28.6 / 31.8 / 34.9 / 38.2 мм.
  2. E-Type — крепится к кареточному стакану и может фиксироваться винтом в раму. Используется на рамах с нестандартной геометрией или при отсутствии трубы в нужной зоне (часто — на двухподвесах).
  3. Непосредственно к раме (болтовое крепление) — дает жесткость, экономит вес, улучшает клиренс:
    • Braze-on — стандарт для шоссейников;
    • High Direct Mount — верхний хомут, одно отверстие;
    • Low Direct Mount — нижний хомут, два отверстия (стандарты: S1 — 42,7 мм, S2 — 22,1 мм в одной плоскости, S3 — 22,1 мм с выносом);
    • DMD (Direct Mount Derailleur) — технология Specialized, крепление к нижнему перу, эффективна для двухподвесов.

По расположению рамки относительно крепления:

  1. Top-swing (нижний хомут) — рамка над точкой крепления. Обеспечивает высокую жесткость, но может быстрее загрязняться.
  2. Down-swing (верхний хомут) — рамка ниже точки крепления. Переключатель лучше защищен от грязи, но может конфликтовать с отверстиями под флягодержатель и уступает по жесткости.

По направлению подвода троса:

  1. Top pull (верхний) — наиболее распространен у MTB, защищен от грязи.
  2. Bottom pull (нижний) — традиционный вариант, чаще используется на шоссе, но более уязвим к загрязнению.
  3. Dual pull (универсальный) — может принимать трос сверху и снизу.

Задние переключатели можно условно классифицировать:

  1. По длине рамки — короткая чаще используется на шоссейных велосипедах с двойной системой и ограниченным числом передач, на MTB с 1х трансмиссией, средняя на MTB с двойной системой (2x8, 2x9), а также на шоссейных велосипедах с тройной системой или с «горными» кассетами. Длинную можно встретить на MTB с тройной системой или 2x10 системой с кассетами типа 11–36/11–42. 
  2. По направлению действия пружины встречается классический вариант, когда цепь затягивается на большие звезды усилием троса, а возвращается пружиной. Есть также обратная система (Rapid Rise), где пружина затягивает цепь на крупные звезды, а на мелкие ее возвращает трос.
  3. По типу привода (совместимости с манетками): классическая схема 2:1 используется Shimano, на 1 мм хода троса 2 мм перемещения переключателя. SRAM предлагает соотношение 1:1, поэтому запчасти обоих брендов несовместимы.
  4. По типу подвода троса есть традиционная и прямая подводка. Традиционная, когда трос заходит сзади, огибая дропаут, встречается на старых Shimano. Прямая, когда трос заходит сверху, стала стандартом для SRAM и новых Shimano.
  5. По способу крепления. Он может быть классическим, на петух рамы, и экстремальным — на ось втулки. Также есть бюджетные переключатели (клоны Shimano Tourney), которые крепятся на ось втулки с помощью пластины-крюка.

Как понять, что переключателям нужна настройка

Если цепь перескакивает при педалировании, не сразу переходит на нужную звезду, при езде слышен шум от трения цепи о рамку, заедают крайние передачи, цепь сваливается со звезд или с кассеты, а само переключение стало тугим, скорее всего, вопрос в работе переключателей.

Что необходимо сделать перед настройкой переключателей

Сразу подготовьте инструменты, которые понадобятся для настройки переключателей:

  • набор шестигранников;
  • крестовую отвертку;
  • плоскогубцы;
  • кусачки;
  • пинцет;
  • ветошь;
  • перчатки.
Часто проблемы с переключением вызваны вовсе не самим переключателем, а изношенными тросами, смещенной геометрией или грязной трансмиссией. Поэтому сразу осматриваем тросы и рубашки, проверяем состояние цепи и звезд, ровность петуха — для этого есть специальный инструмент-калибратор. При необходимости заменяем изношенные или поврежденные запчасти. Также мы советуем почистить цепь, кассету и звезды от старой смазки и грязи. После этого проверьте переключение передач, если проблема сохраняется, переходим к следующему шагу.

Регулировка и настройка переднего переключателя скоростей велосипеда

Для удобной работы рекомендуем расположить велосипед так, чтобы переднее колесо висело в воздухе. Далее действуем пошагово:

  1. Ослабьте трос (отпустите фиксирующий болт), в этом случае манетка должна вернуться в самое низкое положение.
  2. Правильно установите переключатель: рамка параллельна звездам, ее нижняя кромка на 1–3 мм выше зубьев большой звезды, хомут не прокручивается.
  3. Поставьте цепь на малую переднюю и большую заднюю звезду (стартовое положение).
  4. Настройте винт L: внутренняя пластина рамки должна быть рядом с цепью, но не касаться ее. Педали двигаются свободно, без шума.
  5. Подтяните трос вручную — уберите провис, не пережимайте, зажмите фиксирующий болт. Попробуйте переключиться на большую переднюю звезду. Если не получается или туго идет, подкрутите регулировочный барашек на манетке против часовой стрелки, чтобы увеличить натяжение троса.
  6. Настройте винт H — переключите цепь на большую звезду спереди и малую сзади. Отрегулируйте винтом внешнюю часть рамки как в пункте 4, расстояние до цепи не более 1 мм.
  7. Проверьте работу трансмиссии: попереключайте передачи сзади и спереди. Цепь не должна тереться о рамку ни при переключении, ни при вращении педалей. При необходимости скорректируйте натяжение троса барашком.
настройка переключателя скоростей
Рамка переключателя должна стоть паралельно передним звездам

Настройка заднего переключателя скоростей

Для удобства установите велосипед на подставку или переверните вверх колёсами. Работать будет проще, если заднее колесо свободно крутится.

    1. Установите цепь на малую звезду кассеты. Для этого нужно ослабить фиксирующий винт троса и прокрутить педали вперед.
    2. Настройте винт H (ограничение внешнего хода) так, чтобы верхний ролик переключателя располагался строго под малой звездой.
    3. Закрутите регулировочный барашек натяжения тросика почти до конца. Затем ослабьте фиксирующий болт, вручную натяните трос и зажмите его болтом.
    4. Переключитесь на третью звезду кассеты и прокрутите педали вперед. Если цепь идет туго, увеличьте натяжение троса вращением барашка против часовой. Если перелетает через звезду — уменьшите (против часовой). Цель: плавное переключение передач без шума трансмиссии.
    5. Настройте винт L (ограничение внутреннего хода). Для этого нужно переключиться на большую звезду сзади. Закрутите винт так, чтобы ролик переключателя не выходил дальше большой звезды.
    6. Отрегулируйте верхний регулировочный винт (возле крепления переключателя к раме). Расстояние между роликом и звездами должно быть примерно 3 мм.

Если все сделано правильно, трансмиссия будет работать как часы. А если проблемы остались или вы не хотите разбираться с устройством байка, а просто ездить с удовольствием — ждем вас в нашей ВелоМастерской

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий