велосипед

Велосипедные дорожки: понятие, виды и разметка

Велосипед — это не только популярный спортивный инвентарь, но и очень удобное средство передвижения. Правда, многие опасаются пользоваться им в городских условиях из-за напряженного трафика на дорогах и большого количества пешеходов на тротуарах. Чтобы кататься было максимально комфортно и безопасно, лучше передвигаться по специальным велодорожкам, которые постепенно появляются во многих российских городах. Что это за дорожки и как ими правильно пользоваться — разбираемся с экспертами Велостраны.

Что такое велосипедная дорожка

Велодорожка — это выделенная дорога, предназначенная для движения велосипедов, самокатов и других средств индивидуальной мобильности. Она может быть частью большой автодороги или располагаться отдельно — например, вдоль одного из тротуаров или рядом с ним. Как правило, дорогу для велосипедистов обозначают с помощью специальной разметки или даже вовсе отделяют от проезжей части бордюром или газоном.

В большинстве случаев автомобили и мотоциклы не могут двигаться по велополосам, останавливаться на них или даже ненадолго заезжать. Если они все-таки это сделают, их могут оштрафовать. Единственное исключение — это мопеды, которые могут ездить по выделенной велополосе. С пешеходами все сложнее — в некоторых случаях они могут перемещаться по велосипедным дорожкам или пересекать их, а в других нет. Мы подробнее разберем все эти условия чуть ниже.

Какие виды велодорожек бывают

Существует несколько видов велодорожек, причем различаются они не только расположением относительно проезжей части и тротуара, но и действующими на них правилами. Вот самые основные разновидности, которые можно встретить в городе.

Полоса на проезжей части

Эта разновидность представляет собой выделенную полосу, которая располагается сбоку от проезжей части на основной автодороге. По такой велополосе могут ездить только велосипедисты и владельцы других СИМ (средств индивидуальной мобильности). А вот автомобили и мотоциклы на нее заезжать не могут — за нарушение этого правила полагается штраф. Пешеходы тоже не должны двигаться по такой полосе, потому что она относится к проезжей части дороги.

Выделенные велополосы чаще всего бывают односторонними, хотя встречаются и двухсторонние варианты. Полосы отделяются от основной проезжей части разметкой в виде сплошной линии и обозначаются специальными дорожными знаками, которые повторяются на каждом перекрестке. Кроме того, на покрытие такой дорожки обычно наносят пиктограммы с изображением велосипеда. Иногда можно встретить и другие приспособления, помогающие визуально отделить велополосу от автодороги — например, в таком качестве могут использоваться дорожные бордюры-делиниаторы со встроенными светоотражающими элементами.

велодорожка

Велопешеходная дорожка

Еще одна разновидность, которая встречается в наших городах довольно часто — это общие дорожки для велосипедистов и пешеходов. Именно этот тип обычно можно увидеть в историческом центре города, на набережных, в городских парках и скверах, а также в прочих пешеходных или прогулочных зонах. Располагаются велопешеходные дорожки прямо на тротуарах, от проезжей части они изолированы. Автомобили на них заезжать не могут, а вот пешеходы и пользователи других видов СИМ наоборот могут свободно передвигаться по таким полосам.

Чаще всего велопешеходные дорожки обозначаются разметкой и специальными пиктограммами. Обычно на одну половину такой дороги наносят схематичное изображение пешехода, а на вторую — символ велосипеда. Это позволяет разграничить потоки и сделать движение комфортным для всех участников. Кроме того, в ПДД есть несколько предписывающих знаков, которые используют для обозначения подобных полос — это знаки 4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением», 4.5.4 и 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения». Подобные полосы удобны для велосипедистов, правда, при движении по ним нужно быть особенно внимательными, чтобы избежать случайного столкновения с пешеходами.

велодорожка

Выделенная велодорожка

Третий распространенный вариант — это выделенная велодорожка, предназначенная только для велосипедов. На такую не могут заезжать автомобили или заходить пешеходы. Велодорожки такого типа чаще всего бывают достаточно широкими и имеют две полосы для движения в противоположных направлениях. Располагаются они обычно изолированно, от проезжей части и от тротуара их может отделять газон, полоса зеленых насаждений или высокий бордюр. В отдельных случаях дорожное покрытие на таких велополосах может быть выделено ярким цветом — например, красным.

Подобные велодорожки обозначаются разметкой (сплошные линии по краям и прерывистая посередине для разделения полос). Кроме того, они всегда маркируются соответствующими дорожными знаками — 4.4.1 «Велосипедная дорожка». Для отграничения велозоны еще часто используют делиниаторы или другие виды бордюров. По маршруту следования оборудуют съезды на проезжую часть, а также пешеходные переходы, по которым пешеходы могут безопасно пересечь проезжую часть.

велодорожка

В чем отличие между велодорожкой и полосой для велосипедистов

В действующих ПДД есть несколько знаков, касающихся велодорожек. Рассмотрим два самых важных из них, которые часто путают друг с другом. Это знаки 4.4.1 «Велосипедная дорожка» и 5.14.2 «Полоса для велосипедов».

велосипедные знаки
Знак 4.4.1 и знак 5.14.2
  • Знак 4.4.1 относится к категории предписывающих, на нем изображена пиктограмма велосипеда на синем фоне. Щит имеет круглую форму. Таким знаком обозначается изолированная (отделенная от проезжей части) велодорожка, предназначенная исключительно для движения велосипедов. В нашем списке это третья разновидность. Пешеходы могут выходить на такую полосу, но только в том случае, если поблизости нет оборудованного тротуара.
  • Знак 5.14.2 относится к категории знаков особых предписаний. Он размещается на квадратном щите, в нижней части которого изображена пиктограмма велосипеда, а в верхней — стрелка, указывающая направление движения, все это на синем фоне. Этот знак используют для обозначения выделенной полосы на автодороге, предназначенной для движения велосипедов и мопедов. Такая полоса непосредственно примыкает к основной проезжей части и отделяется от нее разметкой и/или делиниаторами. Это первая разновидность дорожек из списка выше.

Важно понимать различие между этими двумя знаками — это позволит избежать неприятных ситуаций на дороге.

Какая разметка используется на велосипедных дорожках вне автомобильных дорог

На велодорожках используется разметка, аналогичная той, что применяется на автодорогах. Края дороги обозначаются сплошной линией, полосы движения разделяются с помощью пунктирной линии. На зону пешеходных переходов наносится разметка «зебра». Кроме того, на дорожное покрытие наносят дополнительную разметку 1.23.3 «Велосипедная дорожка» — это пиктограммы с изображением велосипеда. Иногда на дорожном покрытии можно также встретить разметку в виде стрелок, указывающих направление движения. Чаще всего такие стрелки встречаются на двухсторонних дорожках.

Где еще можно ездить велосипедистам

К сожалению, полноценная инфраструктура для велосипедистов пока есть не во всех городах России. И даже там, где она представлена, сеть велодорожек редко охватывает собой весь город. Поэтому очень важно знать, где можно ездить на велосипеде в том случае, если на каком-то этапе вашего маршрута нет оборудованной велополосы. Общие правила здесь такие.

  • Дети до 7 лет могут ездить на велосипеде только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам и зонам.
  • Дети от 7 до 14 лет могут ездить на велосипеде в том числе и по велодорожкам.
  • Дети старше 14 лет и взрослые могут ездить по всем существующим видам велодорожек, а также по выделенным велополосам и в некоторых случаях даже по проезжей части или ее обочине.
  • Чтобы не запутаться, где можно и где нельзя ездить на велосипеде, можно действовать по следующей схеме.
  • Если по маршруту следования есть велосипедные или велопешеходные дорожки либо выделенные велополосы, то стоит двигаться по ним.
  • Если дорожек для велосипедистов поблизости нет, люди старше 14 лет могут передвигаться на велосипеде по крайней правой стороне проезжей части. Также допустимо ехать по выделенной полосе для общественного транспорта, стараясь держаться как можно правее.
  • Если нет возможности ехать по крайней правой стороне проезжей части, можно двигаться по обочине дороги.
  • Если движение по обочине тоже невозможно, то ПДД разрешает передвигаться по тротуару или пешеходной дорожке. Правда, в таком случае важно убедиться, что велосипедист не создает препятствий для движения пешеходов. Если же велосипедист мешает пешеходам, нужно спешиться и просто вести велосипед рядом с собой.

Есть еще одно важное исключение — если взрослый велосипедист сопровождает ребенка до 14 лет либо перевозит пассажира-ребенка до 7 лет, то он тоже имеет право двигаться по тротуару.

Велосипедная инфраструктура, которая постепенно развивается во многих российских городах, дает уникальную возможность безопасно и комфортно передвигаться по городу. Развитые сети велодорожек уже появились в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Казани и многих региональных центрах. Пользоваться ими очень удобно и просто — достаточно знать базовые обозначения, ориентироваться в правилах дорожного движения и иметь хороший велосипед. Подобрать модель для любых целей помогут эксперты Велостраны — ждем вас в наших магазинах!

Менеджер
Владимир
Эксперт

Помогу определиться с выбором!

Заказать звонок

Написать в мессенджер:

Telegram Whatsapp
Добавить комментарий